Питание ребенка под строгим контролем

Питание ребенкаДля того, чтобы ребенок рос здоровым и не отставал от своих сверстников в физическом развитии, родители должны регулярно осуществлять мероприятия по улучшению качества питания своих детей с самого раннего возраста, а именно:

- определять время приема пищи;

- обеспечивать широкий ассортимент продуктов с высокой пищевой плотностью (фрукты и овощи), вместо менее полноценных в пищевом отношении продуктов с высокой энергетической плотностью (соленые закуски, мороженое, жареные продукты, печенье и сладкие напитки);

- обращать внимание на размер порций, подавать пищу в количестве, соответствующем размерам и возрасту ребенка;

- как источник кальция и белков после достижения двухлетнего возраста использовать молочные продукты с низким содержанием жира или обезжиренные;

- ограничивать перекусы во время сидячих занятий или бездействия, особенно сладости или сладкие напитки;

- ограничивать периоды сидячих занятий (не более 1-2 часов в день просмотра видео/телевизионных программ), не устанавливать телевизор в детской комнате;

- позволять ребенку с нормальным индексом массы тела (или массой для роста) самостоятельно регулировать общее количество потребляемых калорий;

- регулярно принимать пищу со всеми членами семьи, способствуя социальному взаимодействию и формированию модели поведения, связанной с питанием.

 

Рацион формируют с соблюдением следующих общих принципов питания детей 1-3 года:

1. Рекомендуемое количество приемов пищи - не менее 4-5 - три основных и один-два дополнительных; нужно избегать незапланированных перекусов между приемами пищи, а также не позволять смотреть телевизор или играть во время еды.

2. Употреблять выпечку и зерновые продукты переработки, производимые только из цельного перемолотого зерна.

3. Ежедневно потреблять молочные продукты, такие как молоко (в том числе модифицированные молоко, предназначенное для детей после года), масленку, кефир или йогурт (для детей старше 24 мес. жизни - с пониженным содержанием жиров).

4. Следует ежедневно есть овощи (в том числе бобовые) и фрукты.

5. Постное красное мясо нужно есть не более 2-3 раз в неделю, куриные яйца - в те дни, когда не используется мясо.

6. Мясо следует потреблять 2-3 раза в неделю, всегда без кожи.

7. Желательно 1-3 раза в неделю есть рыбу или морепродукты.

8. Еду необходимо готовить с использованием растительных жиров (оливковое, рапсовое, подсолнечное, кукурузное, соевое масло), ограничивая содержание жиров животного происхождения.

9. Нужно ограничить добавление соли к блюдам и продуктам питания (согласно рекомендациям ВОЗ нежелательно добавлять соль в блюда рациона ребенка младше двухлетнего возраста).

10. Не следует давать ребенку сладкие напитки, нужно пить чистую воду.

11. Пищу подвергают тщательной кулинарной обработке и дают ребенку не позднее чем через 30 мин после приготовления.

Родителям нужно знать, что именно они отвечают за выбор продуктов питания, а также за место и время приема пищи. Ребенок должен только просить еду и определять нужное количество пищи. Родителям не рекомендуется заставлять ребенка есть или ограничивать доступ к определенным продуктам, поскольку такая практика часто приводит к перееданию, антипатий и парадоксальному интересу к запретному.

Поскольку, начиная примерно с трехлетнего возраста, дети пытаются развить собственные навыки, они имитируют взрослых. Поэтому, если взрослые хотят, чтобы дети ели овощи, им нужно с удовольствием делать это самим. Если ребенок все-таки отказывается от овощей, можно предложить ему фрукты, которые в основном содержат те же витамины и минералы. И в более взрослом возрасте следует продолжать предлагать ребенку продукты и блюда, которые он предварительно не хотел есть. Можно попробовать приготовить их по иному (например, сырые овощи вместо вареных, печеных и т. д.).

Целесообразно устанавливать определенные ограничения, чтобы помочь детям научиться надлежащему поведению за столом. Важно учить их вежливо отказываться от предложений. Взрослые должны есть вместе с детьми ту же пищу, оказывая помощь при необходимости и демонстрируя пример социального взаимодействия во время приема пищи.